Первый приём

Что такое психотерапия?
Два человека встречаются в одной
комнате и разговаривают…
Это кажется настолько простым, что
трудно поверить, насколько это сложно.
Уилфред Бион

 

Итак, вы пришли на первый сеанс к психологу. Чего можно ждать от первой консультации со мной, а на что рассчитывать не стоит?

Вне зависимости от того, какие подходы психологи используют в своей работе, суть первой консультации всегда сводится к такому плану:

  1. Ознакомительная беседа и установление психоэмоционального контакта.
  2. Сбор и анализ информации. На приеме клиент подробно рассказывает о проблемах, с которыми он пришел к специалисту, о результатах, которые рассчитывает получить. Психолог внимательно слушает, наблюдает за человеком, выясняет все аспекты возникновения проблемы, ход её развития, оценивает состояние пациента, выявляет его индивидуальные особенности.
  3. Первичная психодиагностика. Для этого специалист может применять опросники, тесты, упражнения, анкеты, которые позволят составить максимально полный портрет пациента, выявить даже то, что может быть скрыто от самого человека.
  4. Психолог формулирует первые выводы о состоянии клиента, формирование гипотезы, выбор тактики и конкретных методов работы.

По итогам первой встречи специалист может дать клиенту первые рекомендации (например, привести в порядок режим дня) и домашнее задание (например, регулярно выполнять конкретные упражнения или вести дневник эмоций и т. д.).

Я для первой консультации ставлю следующие основные задачи:

  • Знакомство
  • Диагностическая беседа
  • Формулировка проблемы и определение запроса
  • Сделать выводы, обозначить проблемы и пути их решения
  • Подведение итогов сеанса
  • Рекомендации для самостоятельной проработки каких-то моментов или домашнее задание (о домашних заданиях в практике психотерапии читайте здесь)
  • Обсуждение организационных моментов по дальнейшему плану психотерапии

 

Готовясь к первичной консультации, я стараюсь создать атмосферу, которая:
а) будет способствовать возникновению взаимного доверия и открытости;
б) поможет клиенту поверить в успех терапии;
в) будет свободна от отвлекающих факторов;
г) позволит мне увидеть клиента таким, каков он есть на самом деле.
Это даст нам возможность выдвинуть предварительные гипотезы, касающиеся его самого и ситуации, в которой он находится.
 

О чем конкретно мы с вами будем говорить на встрече?

– договоримся на ты или на вы,
– озвучу регламент и имеющееся у нас время,
– предложу примерный план разговора,
– вы расскажете и проблеме, я буду уточнять и задавать вопросы,
– подытожим сказанное,
– предложу своё видение проблемы как психолог,
– расскажу, что тут можно сделать, как избавиться от проблемы,
– вы решите, устраивает ли вас предложенная мной помощь,
– договоримся о дальнейшей работе,
– я забронирую за вами время.

 

Первая консультация – установочная. Многие психологи не придают ей значения и делают бесплатной, хотя для меня эта встреча – уже начало работы. Она нужна для знакомства, ориентировки в проблеме и формулировании запроса. Психолог слушает человека, изучает его историю жизни и на основании полученного рассказа делает выводы, обозначает главные проблемы, мешающие человеку нормально, плодотворно функционировать и наслаждаться жизнью. На установочной встрече много полезной информации, которая в дальнейшем используется в терапии.

Уже после первого приёма клиент может сделать вывод о том, подходит или не подходит ему специалист. Когда он выходит от меня с ощущением облегчения, некоторой радости, с приподнятым настроением, с желанием вернуться и начать работу, то становится ясно, что наша работа будет успешной.

Иногда для достижения нужного эффекта человеку достаточно всего одного сеанса. Во время первой беседы человек может посмотреть на свою ситуацию как бы со стороны. Возможно, именно на этой консультации получится обратить внимание на те нюансы, которые раньше игнорировал, нарисует для себя более точную картинку происходящего, отделит «зерна от плевел», четче сформулирует для самого себя проблему и, даже найдёт решение.

Также вы можете заранее сказать, что настроены на определённое количество встреч. Тогда на основании этого я продумываю доступный в рамках оговорённого количества сеансов план и предлагаю его для реализации.

Если появляется ощущение дискомфорта, отвращения, разочарования, недоверия, то, ясное дело, лучше не возвращаться повторно, а подыскать другого психолога. Первая консультация ни к чему не обязывает, и вы вправе сами выбирать, с кем работать.

Я так же принимаю решение на установочной встрече, готова ли я вам помочь или нет. Если по итогам первой встречи я пойму, что не смогу Вам помочь, то постараюсь дать контакты тех специалистов, кто занимается вашим вопросом.

Как будет проходить общение с психологом

Не существует стандартизированной модели общения специалиста и клиента на первом «свидании». Каждый выбирает свою тактику ведения сеанса. Для примера: кто-то делает заметки или ведет аудио-записи, чтобы проанализировать услышанное, а другому удобнее воспринимать информацию на слух, не делая пометок. Часть психотерапевтов придерживается подхода «слушать и не мешать»: они дают возможность высказаться клиенту, не перебивая его и не задавая вопросов. Они считают, что таким образом сохраняют порядок повествования, позволяют обозначить главные для человека мысли. Другие, наоборот, стремятся вступить в диалог, задают наводящие вопросы, особенно если пациент закрыт, сконфужен, затрудняется начать свое повествование. Сторонники такого подхода считают, что неловкое, длительное молчание еще больше накаляет обстановку.

Готовьтесь, что я буду задавать личные и, возможно, неудобные вопросы. Некоторые могут ввести в ступор или даже разозлить. От некоторых захочется убежать. На некоторые не захочется отвечать — и вы будете молчать.

Давить я не буду, вы вправе отвечать только на те вопросы и рассказывать то, на что готовы открыться. Я никогда не напираю и не устраиваю стрессовых сеансов: клиенту, что решился обратиться к психологу, и так плохо, и у меня не стоит задача «добить» его, ковыряясь в душе. Всё происходит только в то время, когда человек уже сам готов работать над тем или иным аспектом проблемы. Только тогда, когда у него появляются на это ресурсы – соответственно, мы будем работать с вами столько, сколько потребуется для бережного и комфортного состояния у вас в работе с психологом.

Время консультации и всей психологической работы над проблемой

Какой именно срок работы над запросом именно вам нужен, будет понятно после первых нескольких сеансов. Примерное время работы я могу сказать уже на первой, установочной консультации, чтобы сориентировать вас.

Но иногда по ходу процесса мы вместе с клиентом этот срок корректируем – в большую или меньшую сторону, в зависимости от динамики изменений и, иногда, от независящих от нас причин (внешние обстоятельства, бывает, вынуждают приостановить терапию, и люди возвращаются в неё продолжить изменения после какого-то перерыва).

Первая консультация в среднем длится 1,5-2 психологических часа. Об этом я предупреждаю при согласовании места и времени встречи.